- Регистрация
- 11 Ноя 2008
- Сообщения
- 267.039
- Пол
- Мужской
Тест на измерение коэффициента интеллекта (IQ) был разработан Гансом Айзенком в 40-е годы XX века. В пятидесятых IQ-тест приобрел в Европе бешеную популярность, а его автор стал знаменитостью. Интеллектом мерились все: и в офисах, и в дружеском кругу.
Выражение вроде: «У него низкий IQ» стало эвфемизмом характеристики: «Он дурак». Что, кстати, от истины далековато. Ведь интеллект определяется как совокупность познавательных способностей человека, которые свидетельствуют о его уровне мышления и способности решать сложные задачи. Поэтому задачей тестов на интеллект является выявить, какой тип мышления наиболее развит у человека – образный, логический, вербальный, и т.д., а также оценить его память, уровень развития, внимание.
Первые тесты для измерения интеллекта были созданы Гансом Айзенком в рамках нацистского проекта по созданию расы сверхлюдей – самых красивых, самых умных и генетически безупречных. В разработках теста он опирался на идею, что для каждого возраста есть свои нормы интеллектуального развития.
Кстати, отношения Айзенка с фашистской идеологией были достаточно запутанными. С одной стороны, он публично открещивался от фашистских взглядов и однажды ввязался из-за этих обвинений в драку. С другой стороны, одно время он находился в весьма тесных отношениях в верхушкой Третьего Рейха.
Тем не менее, перу Айзенка принадлежат несколько статей, в которых идет речь о расовом, генетическом или половом превосходстве. Например, в 1971 году его закидали яйцами во время публичной лекции, на которой Айзенк утверждал, чтоIQ чернокожих в среднем на 15 пунктов ниже, чем у белых из-за особенностей генокода.
Миф первый. Итоговая цифра, выдающаяся вам по прохождении теста на IQ, является показателем вашего ума и способностей.
На самом деле
Тест Айзенка содержит несколько разделов (так называемых субтестов) – на абстрактное, вербальное, образное мышление, и т.д. Результаты субтестов суммируются, и в итоге выдается усредненное значение. Следовательно, у человека, имеющего выдающееся образное мышление и, допустим, очень неважное логическое итоговый результат IQ-теста окажется так себе.
Миф второй. Чем выше IQ, тем умнее его обладатель.
На самом деле
Существует шутка о том, что, дескать, высокие показатели теста Айзенка свидетельствуют не об интеллекте человека, а лишь о его способности хорошо проходить тесты на коэффициент интеллекта. В каждой шутке только доля шутки. Ведь баллы IQ — это показатель способности человека узнавать что-то новое. Это степень, в которой человек может наблюдать и понимать происходящее. Но ни к практическому уму, ни к творческим способностям они не имеют отношения.
Иногда и нобелевские лауреаты демонстрировали низкий IQ (например, американский физик Уильям Шокли).
Миф третий. Человек с высоким IQ имеет больше шансов, чем другие, добиться успеха в жизни.
На самом деле
В предисловии к одному из популярных изданий IQ-теста Айзенк писал, что для достижения жизненного успеха к высоким показателям интеллекта в обязательном порядке должны прилагаться настойчивость и высокая мотивация. Человек, обладающий высоким интеллектом, но лишенный настойчивости, рискует всю жизнь провести в ожидании «своего часа». Настойчивый в познании, но немотивированный никакими целями человек рискует так и не встать с дивана. Как ни печально, но наибольшие шансы на успех имеет сочетание настойчивость плюс мотивации, пусть даже и при отсутствии ярко выраженного интеллекта.
Миф четвертый. Если IQ человека выше 170, он гений.
На самом деле
В профессиональных тестах на IQ высшим баллом является 144. Результат, который превышает это число, не слишком детализируется, попадая в значения «от 150 до 160» или «от 160 до 170», и т.д. Впрочем, четкие результаты всегда дают тесты Айзенка, размещенные в Интернете.
За последние 50 лет средний IQ жителей Земли вырос на 12 пунктов
Именем новозеландского социолога Джеймса Флинна назван эффект, благодаря которому каждое последующее поколение становится сообразительнее предыдущего. По крайней мере, быстрее и лучше выполняет задания, входящие в психологические тесты. Существует несколько теорий, пытающихся объяснить суть эффекта Флинна, но ни одна из них не является общепризнанной. Сам Джеймс Флинн разработал математическую модель, которая описывает самые разнообразные факторы, влияющие на умственное развитие, и показал связи между этими факторами.
Флинн пришел к выводу, что уровень интеллекта в большей степени зависит не от генов, а от окружения. Подтверждают эту версию и некоторые экспериментальные данные. В частности замечено, что родные и приемные дети, воспитывающиеся в одной семье, показывают близкие результаты при тестировании, хотя у них и различные биологические родители.
Миф пятый. Можно пройти тест в Интернете и узнать, собственный IQ.
На самом деле
Все тесты, размещенные в Интернете являются упрощенными вариантами опросника Айзенка. И если такой тест выдал вам результат «171» с пометкой «поздравляем, ваша гениальность неоспорима», обязательно надо добавить: «на фоне группы третьеклассников». Профессиональный IQ-тест раз в несколько лет пересматривается психологами и меняется с поправкой на эффект Флинна.
Миф шестой. Коэффициент интеллекта – величина постоянная.
На самом деле
Во-первых, необходимо различать реальный интеллект и показатели IQ-теста. Реальные способности могут слегка варьироваться в зависимости от настроения, самочувствия и даже самооценки. Что касается задачек из теста, то всегда надо помнить: ситуация, в которой находится тестирующийся, несколько искусственна. Человек может неверно понять плохо сформулированные или плохо переведенные на русский язык (бывали и такие случаи) условия задания. Он может посреди теста потерять интерес к этому занятию или оказаться невнимательным. И наоборот: можно натренироваться на решение задачек из теста Айзенка так, что они будут отскакивать от зубов. Но это отнюдь не будет показателем того, что его интеллект несказанно возрос.
Миф седьмой. Князья мира сего.
В мире существует некая организация, засекреченная почище масонской ложи, к которой принадлежат люди c IQ, превышающим 170. Все они являются князьями мира сего: руководителями крупных корпораций, влиятельными политиками, известными общественными деятелями. Однако если вы являетесь дворником с исключительно высоким интеллектом, эта организация рано или поздно вас заметит, возьмет под крыло, и тогда выдающаяся карьера вам обеспечена.
На самом деле
Этот миф с гуманистической подоплекой разоблачать даже немного неловко. Пусть те, кому он по душе, продолжают в него верить. На деле существует более демократичная организация, объединяющая людей с высоким интеллектом - Mensa International. Ко власти над этим грешным миром не имеет никакого отношения; Mensa занимается скорее просветительской деятельностью. А вот присоединиться к этому международному братству можно только одним способом: пройти пресловутый тест на коэффициент интеллекта и показать недюжинные результаты.
Парадокс клуба Менса
Клуб Менса основан в 1946 году в Оксфорде (Великобритания). Кандидаты, претендующие на вступление в него, должны доказать, что их результат по тесту Стэнфорда-Бине или какому-то другому авторитетному тесту интеллекта попадает в 2% наилучших результатов (подтверждающий это документ должен быть заверен нотариусом!). Известен «парадокс Менса»: многие «головастые» члены этого клуба — это самые обычные люди, выполняющие самую банальную работу.
«На веб-сайте Менса сообщается, что среди членов клуба «...есть миллионеры, а есть и безработные, живущие на пособие. Члены клуба Менса — это и профессора, и водители грузовиков, и ученые, и пожарники, компьютерные программисты, фермеры, художники, военные, музыканты, подсобные рабочие, полицейские, стеклодувы [...] Почти в каждом популярном журнале вы можете найти шутки о заурядности членов клуба Менса в обычной жизни: если эти люди так умны, почему же они не стали богатыми, знаменитыми, не получили Нобелевскую премию, наконец, просто не добились заметного успеха в своей профессии?
Утверждение о том, что многие обладатели высокого IQ — просто неудачники, так же старо, как и само тестирование интеллекта. Льюис Терман попытался его опровергнуть, организовав в 1928 году знаменитое исследование жизненного пути детей с высоким IQ. В 1968 году было проведено исследование, авторы которого пытались понять причины того, почему так много людей с высоким уровнем интеллекта из выборки Термана не добились в жизни успеха. Мелита Оден, работавшая вместе с Терманом, выделила среди уже стареющих в то время бывших вундеркиндов Термана 100 «наименее успешных». Нужно признать, что «успех» — это еще более субъективное понятие, чем «интеллект». Оден определила как успешных тех людей, которые сумели использовать свои интеллектуальные способности, чтобы добиться в своей профессии каких-то общепризнанных позитивных результатов. Оден не обнаружила никаких статистически достоверных различий по уровню интеллекта между «успешными людьми» и «неудачниками» в этой группе обладателей высокого IQ. В то же время они отличались по таким параметрам, как степень родительской поддержки в юности, а также уверенности в себе и настойчивости. Эти результаты вполне соответствуют тому, что подсказывает здравый смысл, но все же помогают объяснить «парадокс Менса». Они показывают, что мотивация не менее важна, чем интеллект. У вас может быть и то, и другое, что-то одно из двух, или ни того, ни другого. Можно это изобразить на диаграмме как две частично пересекающиеся окружности (точнее, две перекрывающиеся окружности с нечеткими границами). Один круг представляет интеллектуальных людей, другой — людей, уверенных в себе, настойчивых и мотивированных. Большинство «успешных» людей вы найдете в той области, где две окружности перекрываются».
Насколько уровень интеллекта влияет на финансовое благополучие?
Для выявления возможной зависимости между умственными способностями и благосостоянием американских граждан специалистами из университета Огайо были использованы данные Бюро трудовой статистики США. В 1979 году группа молодых людей прошла тестирование по методике американского Министерства обороны, направленное на определение уровня интеллекта испытуемых. В последующие годы участники эксперимента несколько раз приглашались учёными для разговора об их финансовых достижениях. Когда же участникам исполнилось по 40-50 лет, был проведён последний опрос, после которого стало ясно, что прямой зависимости между результатами тестов на IQ и размерами состояния не существует.
Так, к примеру, финансовые активы людей с IQ 105 оказались больше, нежели у обладателей IQ 110-115 баллов, задолженность по кредитным картам у людей со средним коэффициентом интеллекта (90-115 баллов) зачастую в несколько раз выше, чем у тех, чьи показатели не превышают 75 единиц. В группу имеющих особо крупные долги вошли также и обладатели высокого уровня интеллекта – более 120 баллов.
"В нашем университете работает очень много умных профессоров, но вы не увидите на нашей парковке ни одного "роллс-ройса", — прокомментировал результаты исследования Джей Загорски, руководитель научной группы.
Впрочем, хотя IQ-баллы невозможно конвертировать в деньги, на размер заработной платы обладателя они всё же влияют: каждый лишний балл позволяет американцам зарабатывать на несколько сотен долларов больше. Так, по оценкам экспертов, одна единица IQ-шкалы «сверх нормы» приносит своему владельцу от $202 до $616 в год, а таким образом годовой доход интеллектуалов (те, у кого IQ превышает 130 баллов – это, кстати, лишь 2% населения США) на 6-18 тасяч долларов выше зарплаты обладателей средних показателей IQ. В связи с этим создаётся несколько парадоксальная ситуация: получая денег больше, интеллектуально развитые американцы не складывают их в копилку и остаются на том же финансовом уровне,что и все остальные. Возможно, это обусловлено умением распоряжаться деньгами.
Выражение вроде: «У него низкий IQ» стало эвфемизмом характеристики: «Он дурак». Что, кстати, от истины далековато. Ведь интеллект определяется как совокупность познавательных способностей человека, которые свидетельствуют о его уровне мышления и способности решать сложные задачи. Поэтому задачей тестов на интеллект является выявить, какой тип мышления наиболее развит у человека – образный, логический, вербальный, и т.д., а также оценить его память, уровень развития, внимание.
Первые тесты для измерения интеллекта были созданы Гансом Айзенком в рамках нацистского проекта по созданию расы сверхлюдей – самых красивых, самых умных и генетически безупречных. В разработках теста он опирался на идею, что для каждого возраста есть свои нормы интеллектуального развития.
Кстати, отношения Айзенка с фашистской идеологией были достаточно запутанными. С одной стороны, он публично открещивался от фашистских взглядов и однажды ввязался из-за этих обвинений в драку. С другой стороны, одно время он находился в весьма тесных отношениях в верхушкой Третьего Рейха.
Тем не менее, перу Айзенка принадлежат несколько статей, в которых идет речь о расовом, генетическом или половом превосходстве. Например, в 1971 году его закидали яйцами во время публичной лекции, на которой Айзенк утверждал, чтоIQ чернокожих в среднем на 15 пунктов ниже, чем у белых из-за особенностей генокода.
Миф первый. Итоговая цифра, выдающаяся вам по прохождении теста на IQ, является показателем вашего ума и способностей.
На самом деле
Тест Айзенка содержит несколько разделов (так называемых субтестов) – на абстрактное, вербальное, образное мышление, и т.д. Результаты субтестов суммируются, и в итоге выдается усредненное значение. Следовательно, у человека, имеющего выдающееся образное мышление и, допустим, очень неважное логическое итоговый результат IQ-теста окажется так себе.
Миф второй. Чем выше IQ, тем умнее его обладатель.
На самом деле
Существует шутка о том, что, дескать, высокие показатели теста Айзенка свидетельствуют не об интеллекте человека, а лишь о его способности хорошо проходить тесты на коэффициент интеллекта. В каждой шутке только доля шутки. Ведь баллы IQ — это показатель способности человека узнавать что-то новое. Это степень, в которой человек может наблюдать и понимать происходящее. Но ни к практическому уму, ни к творческим способностям они не имеют отношения.
Иногда и нобелевские лауреаты демонстрировали низкий IQ (например, американский физик Уильям Шокли).
Миф третий. Человек с высоким IQ имеет больше шансов, чем другие, добиться успеха в жизни.
На самом деле
В предисловии к одному из популярных изданий IQ-теста Айзенк писал, что для достижения жизненного успеха к высоким показателям интеллекта в обязательном порядке должны прилагаться настойчивость и высокая мотивация. Человек, обладающий высоким интеллектом, но лишенный настойчивости, рискует всю жизнь провести в ожидании «своего часа». Настойчивый в познании, но немотивированный никакими целями человек рискует так и не встать с дивана. Как ни печально, но наибольшие шансы на успех имеет сочетание настойчивость плюс мотивации, пусть даже и при отсутствии ярко выраженного интеллекта.
Миф четвертый. Если IQ человека выше 170, он гений.
На самом деле
В профессиональных тестах на IQ высшим баллом является 144. Результат, который превышает это число, не слишком детализируется, попадая в значения «от 150 до 160» или «от 160 до 170», и т.д. Впрочем, четкие результаты всегда дают тесты Айзенка, размещенные в Интернете.
За последние 50 лет средний IQ жителей Земли вырос на 12 пунктов
Именем новозеландского социолога Джеймса Флинна назван эффект, благодаря которому каждое последующее поколение становится сообразительнее предыдущего. По крайней мере, быстрее и лучше выполняет задания, входящие в психологические тесты. Существует несколько теорий, пытающихся объяснить суть эффекта Флинна, но ни одна из них не является общепризнанной. Сам Джеймс Флинн разработал математическую модель, которая описывает самые разнообразные факторы, влияющие на умственное развитие, и показал связи между этими факторами.
Флинн пришел к выводу, что уровень интеллекта в большей степени зависит не от генов, а от окружения. Подтверждают эту версию и некоторые экспериментальные данные. В частности замечено, что родные и приемные дети, воспитывающиеся в одной семье, показывают близкие результаты при тестировании, хотя у них и различные биологические родители.
Миф пятый. Можно пройти тест в Интернете и узнать, собственный IQ.
На самом деле
Все тесты, размещенные в Интернете являются упрощенными вариантами опросника Айзенка. И если такой тест выдал вам результат «171» с пометкой «поздравляем, ваша гениальность неоспорима», обязательно надо добавить: «на фоне группы третьеклассников». Профессиональный IQ-тест раз в несколько лет пересматривается психологами и меняется с поправкой на эффект Флинна.
Миф шестой. Коэффициент интеллекта – величина постоянная.
На самом деле
Во-первых, необходимо различать реальный интеллект и показатели IQ-теста. Реальные способности могут слегка варьироваться в зависимости от настроения, самочувствия и даже самооценки. Что касается задачек из теста, то всегда надо помнить: ситуация, в которой находится тестирующийся, несколько искусственна. Человек может неверно понять плохо сформулированные или плохо переведенные на русский язык (бывали и такие случаи) условия задания. Он может посреди теста потерять интерес к этому занятию или оказаться невнимательным. И наоборот: можно натренироваться на решение задачек из теста Айзенка так, что они будут отскакивать от зубов. Но это отнюдь не будет показателем того, что его интеллект несказанно возрос.
Миф седьмой. Князья мира сего.
В мире существует некая организация, засекреченная почище масонской ложи, к которой принадлежат люди c IQ, превышающим 170. Все они являются князьями мира сего: руководителями крупных корпораций, влиятельными политиками, известными общественными деятелями. Однако если вы являетесь дворником с исключительно высоким интеллектом, эта организация рано или поздно вас заметит, возьмет под крыло, и тогда выдающаяся карьера вам обеспечена.
На самом деле
Этот миф с гуманистической подоплекой разоблачать даже немного неловко. Пусть те, кому он по душе, продолжают в него верить. На деле существует более демократичная организация, объединяющая людей с высоким интеллектом - Mensa International. Ко власти над этим грешным миром не имеет никакого отношения; Mensa занимается скорее просветительской деятельностью. А вот присоединиться к этому международному братству можно только одним способом: пройти пресловутый тест на коэффициент интеллекта и показать недюжинные результаты.
Парадокс клуба Менса
Клуб Менса основан в 1946 году в Оксфорде (Великобритания). Кандидаты, претендующие на вступление в него, должны доказать, что их результат по тесту Стэнфорда-Бине или какому-то другому авторитетному тесту интеллекта попадает в 2% наилучших результатов (подтверждающий это документ должен быть заверен нотариусом!). Известен «парадокс Менса»: многие «головастые» члены этого клуба — это самые обычные люди, выполняющие самую банальную работу.
«На веб-сайте Менса сообщается, что среди членов клуба «...есть миллионеры, а есть и безработные, живущие на пособие. Члены клуба Менса — это и профессора, и водители грузовиков, и ученые, и пожарники, компьютерные программисты, фермеры, художники, военные, музыканты, подсобные рабочие, полицейские, стеклодувы [...] Почти в каждом популярном журнале вы можете найти шутки о заурядности членов клуба Менса в обычной жизни: если эти люди так умны, почему же они не стали богатыми, знаменитыми, не получили Нобелевскую премию, наконец, просто не добились заметного успеха в своей профессии?
Утверждение о том, что многие обладатели высокого IQ — просто неудачники, так же старо, как и само тестирование интеллекта. Льюис Терман попытался его опровергнуть, организовав в 1928 году знаменитое исследование жизненного пути детей с высоким IQ. В 1968 году было проведено исследование, авторы которого пытались понять причины того, почему так много людей с высоким уровнем интеллекта из выборки Термана не добились в жизни успеха. Мелита Оден, работавшая вместе с Терманом, выделила среди уже стареющих в то время бывших вундеркиндов Термана 100 «наименее успешных». Нужно признать, что «успех» — это еще более субъективное понятие, чем «интеллект». Оден определила как успешных тех людей, которые сумели использовать свои интеллектуальные способности, чтобы добиться в своей профессии каких-то общепризнанных позитивных результатов. Оден не обнаружила никаких статистически достоверных различий по уровню интеллекта между «успешными людьми» и «неудачниками» в этой группе обладателей высокого IQ. В то же время они отличались по таким параметрам, как степень родительской поддержки в юности, а также уверенности в себе и настойчивости. Эти результаты вполне соответствуют тому, что подсказывает здравый смысл, но все же помогают объяснить «парадокс Менса». Они показывают, что мотивация не менее важна, чем интеллект. У вас может быть и то, и другое, что-то одно из двух, или ни того, ни другого. Можно это изобразить на диаграмме как две частично пересекающиеся окружности (точнее, две перекрывающиеся окружности с нечеткими границами). Один круг представляет интеллектуальных людей, другой — людей, уверенных в себе, настойчивых и мотивированных. Большинство «успешных» людей вы найдете в той области, где две окружности перекрываются».
Насколько уровень интеллекта влияет на финансовое благополучие?
Для выявления возможной зависимости между умственными способностями и благосостоянием американских граждан специалистами из университета Огайо были использованы данные Бюро трудовой статистики США. В 1979 году группа молодых людей прошла тестирование по методике американского Министерства обороны, направленное на определение уровня интеллекта испытуемых. В последующие годы участники эксперимента несколько раз приглашались учёными для разговора об их финансовых достижениях. Когда же участникам исполнилось по 40-50 лет, был проведён последний опрос, после которого стало ясно, что прямой зависимости между результатами тестов на IQ и размерами состояния не существует.
Так, к примеру, финансовые активы людей с IQ 105 оказались больше, нежели у обладателей IQ 110-115 баллов, задолженность по кредитным картам у людей со средним коэффициентом интеллекта (90-115 баллов) зачастую в несколько раз выше, чем у тех, чьи показатели не превышают 75 единиц. В группу имеющих особо крупные долги вошли также и обладатели высокого уровня интеллекта – более 120 баллов.
"В нашем университете работает очень много умных профессоров, но вы не увидите на нашей парковке ни одного "роллс-ройса", — прокомментировал результаты исследования Джей Загорски, руководитель научной группы.
Впрочем, хотя IQ-баллы невозможно конвертировать в деньги, на размер заработной платы обладателя они всё же влияют: каждый лишний балл позволяет американцам зарабатывать на несколько сотен долларов больше. Так, по оценкам экспертов, одна единица IQ-шкалы «сверх нормы» приносит своему владельцу от $202 до $616 в год, а таким образом годовой доход интеллектуалов (те, у кого IQ превышает 130 баллов – это, кстати, лишь 2% населения США) на 6-18 тасяч долларов выше зарплаты обладателей средних показателей IQ. В связи с этим создаётся несколько парадоксальная ситуация: получая денег больше, интеллектуально развитые американцы не складывают их в копилку и остаются на том же финансовом уровне,что и все остальные. Возможно, это обусловлено умением распоряжаться деньгами.